Единственный из сохранившихся храмов, заложенных в память чудесного спасения семьи императора Александра III 17 октября 1888 года при крушении поезда на Курско-Харьковской железной дороге.

Первый камень в основание церкви был заложен епископом Нижегородским и Арзамасским Владимиром 7 июня 1899 года.

До октябрьского переворота 1917 года на колокольне храма до революции звучало 8 колоколов, самый большой из них весил более 2,5 тонн. Один из колоколов, весом 54 пуда (0.88 т.) пожертвован неизвестным нижегородцем в 1902 году. Остальные колокола отливались в Ярославле.

В этом храме служил будущий патриарх Московский и всея Руси Сергий (Старогородский). Здесь же служил протоиерей Николай Боголюбов. В 1928 году был заключён в тюрьму без предъявления обвинений. В 1930 г. освобождён, но вышел из тюрьмы тяжелобольным. Несмотря на это, до самой кончины продолжал служение. Его усилия спасли храм в 1930 году, когда была предпринята попытка его закрытия на основании сфабрикованного образщения горожан.

Здесь служили новомученики:

Николай Виноградов. После службы к нему подошли двое молодых людей и попросили соборовать умирающего. Батюшка сел в автомобиль и больше в храм не вернулся. Расстрелян.

Иоанн Руновский. В качестве обвинения в следственном деле приводятся его слова по поводу увеличения налогов на священнослужителей: «Какой бы налог ни предъявили ему, он все продаст, до последней вещи в квартире, нищим останется, а церкви не оставит». Расстрелян.

Петр Сахаровский. Обвинён в написании стихотворения: "пусть эта книга Спасения вам подаёт утешение в годы борьбы и труда". Расстрелян.

В 1937 г. храм был закрыт. Его помещение использовалось как склад, затем как архивохранилище. В годы Великой отечественной войны на колокольне храма был развёрнут пункт противовоздушной обороны. Вследствие этого храм неоднократно подвергался бомбёжке, но устоял. В алтарной части храма и по сей день сохранены выбоины, оставленные осколками авиабомб.

Спасская церковь возвращена верующим и повторно освящена весной 1992 года. Значительную роль в его возрождении сыграла постоянная прихожанка Михайлова Мария Сергеевна (1905-1996).

В 2002 году для храма освящены 7 колоколов.

В настоящий момент колокольня оснащена 9 рабочими колоколами, один из которых — производства Бохумского сталелитейного завода (Германия) 1901 года. Колокола того же завода также имеются в Казанском храме Ворсмы и в Горненском монастыре на Святой Земле.

This is the only survived church founded in memory of the miraculous rescue of the family of Emperor Alexander III on October 17, 1888 during a train crash on the Kursk-Kharkov railway.

The first stone in the foundation of the church was laid by Bishop of Nizhny Novgorod and Arzamas Vladimir on June 7, 1899.

Before the October coup d'etat of 1917, 8 bells sounded on the bellfry of the temple; the largest of them weighed more than 2.5 tons. One of the bells weighing 54 poods (0.88 tons) was donated by an unknown citizen of Nizhny Novgorod in 1902. The rest of the bells were produced in Yaroslavl.

The future Patriarch of Moscow and all the Rus', Sergius (Starogorodsky), served in this church. Archpriest Nikolai Bogolyubov also served here. In 1928 he was imprisoned without charge. In 1930 he was released, but he left prison seriously ill. Despite this, he continued to serve until his death. His efforts saved the temple in 1930, when there was an attempt to close it on the basis of a fabricated appeal from citizens.

Three New Martyrs served here:

Nikolay Vinogradov. After the church service, two young people approached him and asked him to give unction to the dying man. The priest got into the car and never returned to the temple. Arrested and shot.

John Runovsky. As an accusation in the investigative case, his words are cited regarding the increase in taxes on priests: “Whatever tax is presented to him, he will sell everything, to the last thing in the apartment, he will remain a beggar, but he will not leave the church.” Arrested and shot.

Petr Sakharovsky. Accused of writing a poem: "May this book of Salvation give you consolation in the years of struggle and labor." Arrested and shot.

In 1937 the temple was closed. Its building was used as a warehouse, then as an archive. During the Great Patriotic War (the Eastern Front of World War II), an air defense point was deployed on the bell tower. As a result, the temple was repeatedly bombed, but survived. To this day, potholes left by fragments of air bombs have been preserved in the altar part of the temple.

The Church of the Savior was returned to believers and re-consecrated in the spring of 1992. A significant role in its revival was played by a regular parishioner Mikhailova Maria Sergeevna (1905-1996).

At the moment, the bell tower is equipped with 9 working bells, one of which was produced in 1901 on Bochum steel mill, Germany.

© Alexander Zelenov, Andrey Antipov, Denis Skiba: